2Я харьковчанин — вся моя жизнь связана с городом, День рождения которого мы с вами скоро отметим. Уверен, 23 августа — особенный день для каждого жителя Харькова. Это — наш праздник, который занимает особое место в сердце харьковчан.

Харьков всегда был и будет самым лучшим городом на земле, самым дорогим. Потому что он — родной. Мне очень нравится выражение «родной город». Уже больше ничего не надо говорить. Люди никогда не остаются равнодушными к тому, что происходит в родном городе, как бы ни складывалась их судьба и как бы далеко жизнь ни забрасывала их. За свой родной город никогда не перестаешь «болеть». Меня удивляет желание  некоторых людей вести ожесточенные споры о прошлом Харькова, стремление переписать историю,  а иногда и просто забыть отдельные ее страницы. Это — напрасный труд и бесполезная ревизия, потому что другой истории у нас не будет, и каждая страница, каждая веха — наша. В нашем «вчера» есть неоспоримые победы и достижения, есть люди, события, свершения, которыми мы по праву гордимся, есть и те, о которых можно сожалеть. Но это все в прошлом. А какое будущее ждет Харьков? Удастся ли Харькову сохранить за собой статус крупного промышленного, образовательного, научного, культурного центра? И что необходимо сделать для этого? Вот это вопросы для дискуссий и размышлений. На это можно влиять, за это можно бороться, отстаивая свою точку зрения. А бороться с днем вчерашним — бессмысленно. Сегодня надо обсуждать то, каким мы хотим видеть «завтра» нашего города.  Важно не «забалтывать» проблемы, а честно их признавать.

На сегодняшний день в рейтинге наиболее весомых предприятий по объемам реализации продукции в Харькове — энергетические монополисты плюс табачный концерн «Филип Моррис», а не гиганты оте­чественного машиностроения.

А это — свидетельство тревожного для нас перекоса в экономике города. Мы не продаем продукцию с высокой добавленной стоимостью, требующую инвестиций и высококвалифицированного труда. А если высококвалифицированный труд не востребован, как нам удержать   в городе квалифицированные  кадры, чем их привлечь? Люди хотят работать и зарабатывать. Увы, сегодня наша область входит в тройку должников по выплате заработной платы и идет сразу за Луганской и Донецкой областями. А в области лидер по зарплатным долгам —  Харьков. Это естественно с учетом его масштабов и количества предприятий. Безусловно, нужны государственные программы поддержки, конечно, многое зависит от решений министерств и ведомств, да, сегодня объективно сложная политическая и экономическая ситуация. Но за наши харьковские «точки роста» надо бороться. Бороться  за каждого инвестора, создавать для тех, кто готов вкладывать средства в экономику Харькова, благоприятные условия. Причем не на словах. Самое главное, в чем  наши потенциальные партнеры должны быть уверены, что ни одна копейка не будет потеряна, присвоена, а говоря прямо, украдена. Посмотрите, сколько у нас в городе заброшенных производственных помещений, особенно на окраинах города. Они могли бы работать, и люди могли бы зарабатывать в родном городе, у себя дома, а не ехать за тридевять земель в поисках относительно приличного заработка. А сколько способных, интересных молодых людей уезжают сегодня работать в Киев. Они так и говорят: «В Харькове нечего «ловить». В переводе с молодежного сленга это значит, что они не видят для себя перспектив в родном городе. Их не удержать строительством детских площадок, установкой лавочек и т. п., им мало пообещать залатать крышу или отремонтировать подъезд в доме, где они живут. Им нужна перспектива роста, они хотят иметь возможности для профессиональной  самореализации. Я ни в коей мере не хочу преуменьшать значение ни одного действия, которое направлено на создание комфортных условий проживания в нашем городе. Важно каждое высаженное дерево, каждая спортивная площадка, каждый километр внутриквартальных дорог. Харьков преображается. И изменения эти очевидны. Не признавать этот факт — значит лукавить. Другое дело, что еще многое предстоит сделать. И речь идет о серьезных вещах. Если закрывать глаза на них сегодня, завтра мы столкнемся с масштабными проблемами. Приведу только несколько примеров, но очень показательных для понимания глубины проблем. По городу Харькову эксплуатируется почти 315 километров водоводов и порядка 1900 километров водопроводных сетей. Коммунальное предприятие «Харьковводоканал» имеет в своем распоряжении всего 3% трубопроводов возрастом до десяти лет и 5% — возрастом до 20-ти лет. Приблизительно по 15-20% приходится на сети возрастом до 30-ти, до 40, до 50-ти, до 70-ти и старше 70 лет(!). В настоящий момент технически изношенными, по оценкам специалистов, считаются  52% водопроводных сетей и  около 80% сетей водоотведения. У нас в городе более 1300 аварийных и ветхих домов. Изношенность жилого фонда Харькова составляет 62%.  Большое количество «хрущевок» просто исчерпали свой ресурс. Сколько они еще простоят? Уже сегодня необходимо думать, как решать эту проблему, как не оставить ни с чем  людей, для многих из которых полученная еще во времена Союза квартира — единственный актив. Мы много говорим о безопасности города. О какой безопасности может идти речь, если большинство лифтов представляет угрозу для людей. Пугающая  цифра:  изношенность лифтового хозяйства в жилом фонде Харькова составляет 85% .

Еще один серьезный вопрос: экологическая ситуация в Харькове. Какую воду мы пьем? Каким воздухом дышим? И что делаем для того, чтобы дышалось легче? Темпы роста количества автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания в Харькове в 10 раз превышают прирост подвижного состава электротранспорта. Наши трамвайные вагоны имеют износ 98%, трамвайные пути — 60%, троллейбусы — около 50%.

Харьков, к сожалению, еще остается городом контрастов. Вылизанные улицы и дороги в центре и никогда не знавшие асфальта переулки частного сектора в отдаленных районах города. В современном городе не должно быть «окраин», не должно быть районов, не комфортных для жизни. Само понятие «элитный район» должно стать  пережитком. Не должно быть плохих и хороших районов.

Каким быть району, улице, на что потратить деньги, что приобрести, а с чем повременить — это решать не только районным и городским чиновникам. В процесс принятия этих решений должны быть вовлечены люди, которые живут в районе. В результате децентрализации местные бюджеты получили дополнительные средства, речь идет не о копейках, а о миллиардах гривен. Куда они идут? На что тратятся? Это вправе знать каждый харьковчанин, потому что это деньги каждого из них, заплаченные в виде налогов. У нас в бюджете стало больше денег, но не больше ответственности и подконтрольности громаде. Жители города должны стать полноправными участниками бюджетного процесса, иначе мы будем свидетелями «децентрализации коррупции». И не надо говорить, что люди просто не смогут разобраться в тонкостях формирования   и расходования бюджетных средств. Это, мол, прерогатива специалистов. Я всегда говорю таким «умникам»: только не надо думать, что люди глупее вас. Другое дело, что понятный, прозрачный, открытый бюджет не выгоден тем, кто привык на нем зарабатывать.

Возможно, кто-то скажет, что мои заметки совсем не праздничные. Но, согласитесь, слова признаний в любви ничего не значат, если они произносятся формально. Как говорится, по поводу. Любить — это значит переживать за судьбу. Это справедливо и по отношению к родным людям,  и по отношению к родному городу.

Харьков всегда отличал прагматизм, взвешенность и мудрость. В этом сила нашего города.  Харьков — замечательный город замечательных людей. Город с удивительной славной историей. Харьковчане достойны прекрасного будущего.

Александр Фельдман,

народный депутат Украины.