Дизайн без названия (10)14 ноября парламент сделал серьезный шаг к принятию государственного бюджета на 2018 год, поддержав законопроект в первом чтении, отмечает народный депутат Украины Александр Фельдман.

— Прежде всего, радует сам факт голосования за бюджет осенью, ведь в истории Украины были случаи, когда страна встречала Новый год без этого жизненно важного документа. Проект вызвал острую дискуссию среди депутатов, но аргументы «за», по моему мнению, весомее, чем доводы противников.

Во-первых, предусмотрен рост доходов до 877 миллиардов гривен – это на 13,7% больше, чем в бюджете 2017 года. Благодаря этому становится возможным повышение минимальной зарплаты до 3723 гривен – на 16,3% по сравнению с нынешней «минималкой». Кто-то скажет, что повышение на 500 гривен – это не повышение при нынешнем росте цен. Но вот только цены будут расти и без принятия закона, а миллионы наших граждан, для которых прибавка в полтысячи гривен ощутима, ждут от парламента положительного решения. В этом смысле не проголосовать «за» – это социально безответственно по отношению к самым малообеспеченным трудящимся украинцам.

Во-вторых, местные бюджеты продолжат расти. Причем этот рост обеспечивается увеличением собственных доходов (на 36%), а не субвенций и дотаций из центра. Вырастут и расходы, которые перекладываются на местный уровень, но здесь важно, чтобы изменения были сбалансированы в соответствии с принципом: больше денег – больше ответственности.

В-третьих, по сравнению с бюджетом 2017 года существенно больше средств заложено на финансирование образования и медицины – 217,5 и 112,5 миллиардов гривен соответственно. Предусмотрено повышение заработной платы для учителей в среднем на 1500 гривен, и это действительно инвестиция в будущее государства, которое напрямую зависит от мотивированности педагогов и социальной престижности их профессии. Отдельного внимания заслуживает 23%-й рост бюджетных расходов на науку.

И в завершение я хотел бы отметить еще один момент — для меня, как депутата от Харькова, очень важно, что были учтены интересы нашего региона. В частности, в бюджете предусмотрены государственные гарантии на привлечение 320 миллионов евро кредитных средств для строительства новых станций метро в Харькове. Другой пример – 2 миллиарда гривен заложено на капитальный ремонт автомобильной дороги Киев-Харьков-Должанское. Это беспрецедентно большая сумма, это расходы развития, а не потребления, и это напрямую касается жителей Харьковской области.

Объективно, в проекте есть и ряд существенных недостатков, которые необходимо устранить перед вторым чтением. Например, увеличение реверсной дотации с 50% до 80% – механизм «горизонтального выравнивания» местных бюджетов, который идет вразрез с курсом децентрализации и невыгоден Харькову. Но время на доработку документа еще есть, и я рассчитываю, что депутаты-харьковчане из всех фракций продолжат активную работу по защите интересов нашего региона.

Источник: Время