А. ФЕЛЬДМАН ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРАВАМ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ»

АЛЕКСАНДР ФЕЛЬДМАН: «В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРАВАМ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ»

переселенцевВ Европе уже давно задавали украинской власти вопросы относительно соблюдения прав переселенцев – в том числе, и реального права голоса на выборах. На недавнем заседании Конгресса местных властей Совета Европы этот вопрос опять поднимался, и губернатор Харьковской области признала актуальность проблемы.

Крайне важно, чтобы заявления власти подтверждались действиями, подчеркивает народный депутат Украины Александр Фельдман.

Только официально в Украине зарегистрировано 1,7 млн. вынужденных переселенцев, однако на самом деле их больше. Почти три четверти из них – это пенсионеры, дети и инвалиды, которые нуждаются в поддержке от государства.

Именно Харьковская область приняла наибольшее количество внутренне перемещенных лиц из Донбасса (> 200 тыс. человек) – их численность в регионе соизмерима с населением некоторых украинских областных центров. Поэтому для нашей области, где почти каждый десятый житель нашел новый дом, спасаясь от войны, вопрос соблюдения конституционных прав переселенцев особенно значим.

Конституция (статья 24) и специальный закон «Про основы предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» гарантирует всем гражданам равные права. В то же время закон, по которому в 2015 году проходили местные выборы, был выписан таким образом, чтобы лишить вынужденных беженцев права голоса.

Эта норма была завуалирована: в перечень документов, подтверждающих место проживание избирателя, «справка переселенца» включена не была. Нередко внутренне перемещенных лиц все-таки включали в реестр избирателей по решению суда, но тратить свое время, силы и связываться с украинской фемидой пожелали немногие. Сами переселенцы и некоторые правозащитники уже полтора года борются с дискриминацией, заложенной в избирательное законодательство, но пока безуспешно.

В результате счет тех, кто так и не смог проголосовать, пошел даже не на сотни тысяч, а на миллионы. И я не верю, что это было сделано случайно. Достаточно вспомнить, как долго под разными предлогами саботировалось проведение выборов в Мариуполе. У власти есть большой соблазн ограничивать избирательные права тех граждан, которые уж точно за нее голосовать не станут – именно такие электоральные ожидания в 2015 году стали поводом для дискриминации переселенцев.

Власть ставит себе в заслугу децентрализацию и организацию выборов в объединенных территориальных громадах (которые, кстати, проводятся тоже очень выборочно, а в «неудобных» громадах – максимально тормозятся). Однако вынужденные переселенцы, которые стали членами этих громад и проживают в них 2-3 года, фактически, исключаются из процесса местного самоуправления.

Я понимаю, что в конъюнктурных интересах власти не допускать переселенцев к голосованию. Некоторые «патриоты-демократы», наверное, с удовольствием бы включали в реестр избирателей только по предъявлению партбилета… Но как Украина может вернуть Донбасс и его жителей, если сама отвергает и ущемляет в правах вынужденных переселенцев? Зачем подыгрывать чужой пропаганде, показывая, что «граждане второго сорта» – это не миф, а узаконенная практика?

На всех уровнях проведения выборов внутренне перемещенные лица должны иметь право голоса, наравне с остальными гражданами. В избирательном законодательстве не должно быть избирательного подхода к правам переселенцев. Внеся соответствующие изменения в законы, парламент пошлет очень важный сигнал всем гражданам Украины – в том числе и проживающим на временно неподконтрольной территории.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, чтобы получить полезные статьи и новости Харькова