А. ФЕЛЬДМАН: «УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА - ЕСТЬ»

КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА ФЕЛЬДМАНА, СОПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРТИИ «НАШ КРАЙ» ВО ВСЕУКРАИНСКОЙ ГАЗЕТЕ «ВЕСТИ»: «ЗАЯВЛЕНИЯ О НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ХАРЬКОВСКИХ ЗАВОДОВ – ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

Депутат считает, что Украина должна не только гордиться успехами харьковских и других отечественных производителей, но и поддерживать их, создавая условия для развития.

производстваХарьков как нельзя лучше подходит для звания столицы европейского машиностроения: по качеству, технологиям и географически. А начать предлагаю с организации международной выставки бронетехники, которую можно назвать Tanks World Kharkov или Kharkov TankEx. Ведь Харьков — родина лучшего танка Второй мировой войны, столица танкостроения на постсоветском пространстве. Первая столица располагает конструкторскими решениями, которые пока все еще остаются лучшими в мире. Наследием необходимо грамотно пользоваться, развивать все приобретения и наработки. Соответственно, наша экономическая политика должна быть наступательной.

Вы скажете: во депутат загнул! Нам бы то, что пока есть, не потерять. Я тоже разделяю подобного рода беспокойство.

Много раз был за океаном, но лично не доводилось быть в Детройте. Некогда процветающий промышленный центр превратился, по сути, в город-призрак. И случилось это не так давно в одной из самых процветающих стран мира – США: заводы стали закрываться, наиболее квалифицированные люди уезжать, в опустевших производственных цехах теперь гуляет ветер. Причин тому несколько: нефтяной, экономический и энергетический кризис, а также то, что сам Детройт не был приспособлен к жизни на автомобиле. Несоответствие его структуры поставленной суперцели «Каждой семье – по отдельному автомобилю» поставило жирную точку на жизни мирового центра автомобилестроения. Есть и другие гипотезы разрушения этого автомагната.

Для меня пример Детройта — самое убедительное доказательство того, что процветают только те города, где не только есть производство с высокой добавленной стоимостью, но и те, которые готовы к тому, что оно будет процветать. Тогда в городе будут и благоустройство, и культура, и удобная инфраструктура, и рабочие места, потому что это – источник богатства города.

Можно поставить у подъездов сто тысяч новых лавочек для пенсионеров и оборудовать тысячи новых детских площадок для малышей во дворах. Но если не будет достойных рабочих мест для самых активных, образованных и трудоспособных, если у города не появятся качественные дороги, у него не будет ни бюджета, ни жизни сегодня и не будет дня завтрашнего.

Во времена СССР Харьков был третьим городом огромной страны по промышленному потенциалу, наши производственные мощности для своего времени были самого высокого качества и были востребованы.

производстваСегодня говорят, что Украина должна стать «житницей Европы» и «Силиконовой долиной». Да, у нас есть для этого условия. Но обратите внимание: даже в зажиточной Европе мы наблюдаем огромный разрыв в уровне жизни между бедными, аграрными странами и богатыми, промышленными. Иной раз этот разрыв может проходить по самой стране, как в Италии, определяя уровень жизни между аграрным югом и промышленным севером.

Все в экономике взаимосвязано, и нужно стремиться управлять ею так, чтобы не допускать диспропорций.
В Харькове умеют разрабатывать и создавать превосходные турбины и электрогенераторы, аэрокосмическую технику, самолеты, тракторы и дорожную технику, танки, станки, кабели и многое другое. Делают это уникальные люди, которых готовят на уникальных вузовских кафедрах. Сберечь, развить, не дать этому достоянию прийти в упадок, бездарно утратив доставшееся нам наследие, это означает обеспечить достойное будущее нашим детям и процветание любимому городу.

производства

Бывая на различных экономических форумах, часто слышу причитания о низкой конкурентоспособности нашей высокотехнологичной продукции, об устаревшем оборудовании и продукции, якобы неконкурентной на европейских рынках.

Не буду сейчас анализировать ситуацию во всей Украине. А вот в Харькове те предприятия, которые успешно преодолели кризис 90-х годов, успели начать активную модернизацию. Продавая свою продукцию за границу, заработанные средства тратили на покупку лучшего европейского оборудования, сертификацию своей продукции по европейским стандартам. Некоторые, например завод «Южкабель», даже открывали представительства в европейских странах.

И потому я могу утверждать: заявления о неконкурентоспособности продукции харьковских заводов — заблуждение. Честно говоря, я выхожу из себя, когда слышу в речи столичных снобов о якобы «убожестве» наших предприятий. Вы здесь были, вы своими глазами видели, что мы умеем?
Харьковчанам не стыдно выходить со своей высокотехнологичной продукцией даже на мировые рынки. И Украина может и должна этим гордиться. И не только гордиться, но и поддерживать производства, создавать условия для их развития.

производстваМожет ли украинское предприятие успешно конкурировать, скажем, с французским, если между нашими и его финансовыми возможностями, как говорится, большая дистанция?

Начнем с банковского кредитования на развитие. Французское предприятие платит процент по кредиту 2-3%, а украинское – 20-30%. Разница – в десять раз. Это уже фактор того, что наша конкурентоспособность в 10 раз ниже. И не решив эту задачу, мы никаким иным способом не исправим ситуацию.

Казалось бы, с девальвацией гривни должны расти и экспортные возможности украинских предприятий. Однако сырье, комплектующие и материалы нашим производителям высокотехнологической продукции приходится закупать за валюту, что в конечном счете повышает себестоимость продукции.

Много лет я слышал в Верховной Раде речи о поддержке отечественного производителя, но вот мы заговорили о реформах и об этом перестали даже вспоминать. Сейчас только и слышны разговоры о том, на каком языке заставить затурканного украинского инженера писать техническую документацию. А мне лично все равно, на каком языке общается в цеху или в конструкторском бюро ученый или инженер, создающий уникальную инновационную продукцию. Лишь бы он ее создавал. Внутренние замкнутые технологические цепочки могли бы существенным образом увеличить конкурентоспособность наших предприятий на украинском и внешнем рынках и подтолкнуть рост производства.

Несмотря на все трудности, у Харькова есть все шансы стать центром не только украинского, но и европейского машиностроения. У нас есть для этого человеческий капитал (научно-инженерные школы, инженерные вузы, грамотная рабочая сила), производственные площадки для инвестиций и размещения новых инновационных производств. Конечно, это потребует усилий. Но ведь никто пока даже не пробовал начать. Посмотрите, как ведущие европейские государства отстаивают интересы своих производителей на внутренних и мировых рынках, как пропагандируют свои технологии и индустрии. Давайте поучимся у них, чтобы Харьков не постигла участь Детройта.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, чтобы получить полезные статьи и новости Харькова