30ИЮНЯФЕЛЬДМАНАлександр Фельдман, народный депутат Украины, сопредседатель  партии «НАШ КРАЙ» в своем интервью рассказал о важных аспектах образовательной реформы и о том, почему необходимо менять существующую систему.

Сентябрь — это месяц, в котором главным праздником для всех является День знаний —  один из самых солнечных дней в году, несмотря на то, какая погода за окном.
«Дети идут в школу» — нет более мирной и светлой картины. Маленькие первоклашки за руку с родителями, для которых первый раз прозвенел школьный звонок, и одиннадцатиклассники, которые услышали первый звонок последний раз.
Этот год не будет для них простым. Еще совсем немного времени — и они попрощаются с детством.

— Что вы обычно желаете на праздниках Первого звонка в школах? — с этого вопроса началась наша беседа с народным депутатом Украины Александром Фельдманом.

— Я — категорический противник массового похода депутатов всех уровней и чиновников всех мастей на школьные праздники. Главные герои первого и последнего звонка — это дети, учителя и родители. Все, так сказать, официальные лица могут присутствовать на школьных торжествах в качестве пап или мам, бабушек или дедушек. И их место — за спинами детей, а не на сцене с банальными приветственными речами. Я также против публичного, «на телевизионную камеру», вручения подарков школам. Особенно, когда эти подарки делаются за бюджетные деньги. Мы все должны понимать, что за каждую детскую площадку, каждый школьный стадион, компьютерный класс, которые преподносят чиновники учебным заведениям, заплатили, прежде всего, родители детей, потому что каждый из них платит налоги. Поэтому это никак нельзя отнести к щедрости и заботе чиновников.

— Тем не менее, сколько бы мы налогов ни платили, как бы ни увеличивались поступления в местные бюджеты, а наши школы все никак не могут обойтись без родительских денег. Скажу вам как мама двух школьников: сдавали на ремонт в конце учебного года и уже успели сдать «на нужды» класса на первом родительском собрании в этом учебном году. И все разговоры о том, что «сдавать или не сдавать — дело сугубо добровольное», честно говоря, лукавство со стороны чиновников от образования. Понятное дело, мало кто захочет ссориться со школой, понимая, что это может отразиться на отношении к ребенку. А на робкие вопросы родителей относительно того, на что конкретно пошли уже собранные деньги, учителя только часто разводят руками. Они — люди вообще подневольные: что им скажет директор, то они и делают.

— Не могу с вами согласиться. Мы зачастую разбрасываемся словами, «вешаем» ярлыки. Так проще: взять и сказать, что наши учителя подневольные. Но что за этим стоит? Система! И не каждый может себе позволить идти против укоренившейся, сложившейся годами системы. Поэтому систему необходимо менять.

И главными в системе образования должны быть те, кто учится, и те, кто учит. Если говорим о школе, то это ребенок и учитель, в системе высшего образования — студент и преподаватель. Все остальные — директор, ректор, чиновники должны стать вспомогательным звеном, призванным сделать процесс обучения и преподавания максимально комфортным и эффективным.

— Но это теория, а на практике, для того чтобы это стало реальностью, могут уйти годы.

— Реформа образования, которая фактически стартовала, дает нам всем определенный шанс на быстрые и качественные изменения в системе образования. Не могу сказать, что она не вызывает у меня никаких вопросов, но в целом это, безусловно, перспективный вектор развития сферы образования.

— Вы действительно полагаете, что переход на двенадцатилетнюю систему обучения в школе может что-то решить в системе отечественного образования?

— Все дело в осведомленности людей в содержании реформ. Если говорить о реформе образования, то ведь это не только переход на двенадцатилетку. Реформа предполагает, в частности, введение прозрачной отчетности обо всех финансовых поступлениях и тратах школы, с которыми смогут ознакомиться и родители, и учителя, и дети. Поэтому вам не составит труда найти ответы на вопрос, сколько денег получила школа и на что они пошли. Реформа образования дает больше самоуправления школам. Директоров школ будут выбирать на конкурсной основе. На своей должности они смогут работать не больше двух сроков подряд по шесть лет. Таким образом, можно будет обеспечить ротацию, у молодых педагогов появится шанс возглавить школу. При этом директор получит возможность самостоятельно подбирать команду учителей. Департаменты образования больше не смогут пристраивать на работу в школу «своих» людей. Невозможным станет и препятствовать увольнению учителей, которые не справляются со своими обязанностями. Школы станут автономнее. Органы местного самоуправления перестанут быть дополнительными контролерами школ. Их функции будут сведены к обеспечению условий обучения. Их лишат контроля над работой учителя, а качеством преподавания займется независимая от местных властей структура — Государственная служба качества образования. Это шанс для системы, для каждого учителя, который наконец-то перестанет быть подневольным, зависящим от настроения руководства, и сможет спокойно работать, отдавая всю свою энергию главному: обучению и воспитанию детей.

— Но, согласитесь, есть у многих родителей и нарекания относительно профессиональной подготовки учителей. Не секрет, что в наших школах не дают достаточных знаний, родители вынуждены нанимать детям репетиторов. Вряд ли даже увеличение зарплаты учителям может изменить эту ситуацию.

— Заработную плату учителям поднимать надо обязательно. Педагог не должен быть в ситуации, когда он едва сводит концы с концами. Бедный учитель — это позор для любой страны. Более того, скажите, кто сегодня будет стремиться работать в школе, понимая, что он получает копейки. Мы и так долгие годы злоупотребляем энтузиазмом и преданностью профессии наших учителей. Как сделать профессию учителя привлекательной? Как «затянуть» в школу лучших из лучших? Рецепт прост — их труд должен достойно оплачиваться. И еще одно замечание насчет нареканий относительно профессиональной подготовки наших учителей. Очень часто мы — родители бываем несправедливы к тем, кто учит наших детей. И все собственные родительские промахи и недоработки готовы списать на учительский непрофессионализм. Я хочу вам сказать, что Харьков всегда славился и славится огромным количеством прекрасных педагогических коллективов. Замечательные учителя были в судьбе каждого харьковчанина. Спросите любого человека, и он вам обязательно назовет имена своих учителей, которых вспоминает с благодарностью. И сегодня Харьков занимает лидирующие позиции по многим показателям в системе отечественного образования благодаря нашим учителям и преподавателям, которых отличает новаторство и инициативность.

— Кстати сказать, есть ли в анонсированном вами объединении «Народные инициативы» направления, связанные с поддержкой и развитием образовательных проектов? 

— Мне бы не хотелось говорить о «Народных инициативах» как-то кстати, мимоходом. Потому что это большая общественная платформа, которая способна объединить абсолютно всех, кто не только готов поделиться своими идеями, проектами, но и готов участвовать в их воплощении. Наша команда разработала положение о грантовой поддержке таких инициатив и уже в ближайшее время проведет первый методологический семинар. Причем речь идет об инициативах как организаций, так и частных лиц. Главное — нацеленность проекта на результат, желание сделать город лучше, безопасней, комфортней, найти «точки роста» для развития Харькова и харьковчан. Среди базовых направлений «Народных инициатив» — «Умный Харьков», который предполагает сотрудничество с учебными заведениями. Харьков — центр образования Украины, и этот статус мы должны обязательно сохранить.

— В этом году День учителя мы будем отмечать 1 октября. К кому вы в этот день отправитесь с букетом цветов?

— Для меня День учителя — особенный праздник, можно сказать, семейный. Я — учительский ребенок, моя мама долгие годы проработала учительницей. Каждый год, в День учителя, я поздравляю маму. Я знаю, как нелегок учительский труд. И поэтому искренне желаю всем учителям, которые сегодня работают и которые уже на пенсии, крепкого здоровья, любви и заботы окружающих, пусть будут здоровы и благополучны близкие люди. Спасибо Вам, дорогие наши учителя. 

Беседовала

Мария Ковалева.