СОЛЬ НА ХАРЬКОВСКИХ ДОРОГАХ. ВРЕДНО, ЗАТО ДЕШЕВО - Наш Край - Харьков

СОЛЬ НА ХАРЬКОВСКИХ ДОРОГАХ. ВРЕДНО, ЗАТО ДЕШЕВО

Дизайн без названияЗа все зимние месяцы на дороги Харькова высыпали сотни тонн соли и песчано-солевой смеси. Так шла борьба с ледяной коркой. И соль всегда выигрывала – дороги, особенно основные, были чистыми и незамерзшими. И казалось бы, все хорошо, о чем переживать…А задуматься есть над чем. В жертву комфорту мы приносим экологическую безопасность.

Мало кто задумывается, но городской снег, загрязненный выхлопами машин, маслами и приправленный солью с песком наносит непоправимый вред почве и подземным водам, потому что в них попадают опасные для жизни и здоровья людей химические элементы.

Продавцы солевых составов, заинтересованные в прибыли, убеждают нас, что соль – дешевый и наиболее безопасный реагент из множества вариантов, представленных на рынке. И главное использовать NaCl в правильных пропорциях — такая «сбалансированная» солевая посыпка не вредит окружающей среде.  Экологи с этими заявлениями готовы поспорить. Снег, лежащий вдоль дорог, не только содержит в себе хлорид натрия, но и впитывает выхлопные газы, масла, оксиды свинца, соли тяжелых металлов.     

Проникая в грунтовые воды, эти вещества вызывают загрязнения водоемов и гибель ряда живых организмов, а попадая в почву эта солевая субстанция разрушает корневую систему растений и в результате они медленнее растут или вовсе погибают. Зависит это от того, насколько долгой и снежной была зима и какую дозу яда получили деревья.  Сильнее страдают зеленые насаждения вдоль оживленных трасс.    

Известно, что в Харькове снегоуборочные машины вывозят собранную на дорогах снежно-грязево-солевую смесь за пределы города. Но куда? Для всех коммунальных служб и частных компаний, которые вывозят снег, есть предписание – высыпать снег на полигонах ТБО. Все ли уборщики выполняют эти требования, я не уверен. В конце концов, решение куда сбросить снег зависит от человека, сидящего за рулем КамАЗа.

Да, комфорт и безопасность на харьковских автомагистралях – жизненная необходимость и город должен бороться с наледью и снегом. Иначе не избежать многочисленных аварий и заторов. Но ведь существуют в мире способы, позволяющие делать это мягко, без вреда для окружающей среды. И может быть нам, как городу, который заявляет о себе как о центре инноваций и науки, следует использовать передовые технологии в вопросе очистки улиц от снега и льда.

Во-первых, немаловажен вопрос личной ответственности. Наши соотечественники со времен союза привыкли – кто-то придет и сделает. Думаю, пора отвыкать. Почему, например, в США владельцы частных предприятий и домов убирают снег на собственных участках самостоятельно? Ответ прост – штраф 100 долларов. Дешевле потрудиться, тем более для себя.
            Во-вторых, за границей почти нет хаотичных парковок вдоль тротуаров. Снегоуборочная техника может работать беспрепятственно и быстро. В Финляндии грейдеры медленнее чем 90 км/час не ездят, у нас, как вы знаете, 40 км/час – предел скорости и мечтаний. А еще в Финляндии, прежде чем вывезти из городов снег, проверяют его в специальных лабораториях. Если безопасен, можно сбросить его в лесу, если содержит опасные вещества – везут на специальные полигоны.

В Норвегии тоже берегут земли и водоемы. Чтобы растопить ледяную корку на дорогах, норвежцы используют каменную крошку, соединенную с водой. Эта смесь разогревается до 95 градусов и высыпается на дороги. Одновременно плавится и снег, и лед.

В Исландии   для отопления домов и обогрева дорог используют воды термальных источников. То есть под асфальтом проложены специальные трубы, которые подогревают дорожное покрытие и не дают снегу превратится в лед.
            Германия применяет метод рассыпания на дорогах тонкодисперсных опилок. Нам такой вариант пока недоступен, потому что в Украине коллекторы напрямую ведут в водоемы. В Германии не беспокоятся о том, что канализационные стоки забьются — системы дренажа более продуманы. Они напрямую соединены с очистными сооружениями. 

Да, экологически безопасные технологии стоят дорого. На какую цену платим мы, украинцы, за то что каждую  зиму в нашу плодородную землю попадают тонны химических отходов?
           Украина, конечно не Исландия, и не Финляндия. В нашей стране снег, собранный на улицах и содержащий едва ли не всю таблицу Менделеева, до сих пор на уровне государства не признан опасным отходом. Законодательством до сих пор не предусмотрена ответственность за нарушения правил утилизации городского снега.  Неужели обязательным условием волевого решения должна стать экологическая катастрофа, к которой мы движемся?

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook, чтобы получить полезные статьи и новости Харькова